Главная страница arrow Карта сайта






Главная страница
Администрация
О сайте
Проекты
 
 
Все Динамо мира
Мини-маркет
Интернет-навигатор
Динамовцу
Фанату
Мультимедиа
Правила игр
История спорта
Все стадионы
Интернет ресурсы
Карта сайта

Спортивная страница
Наш спорт
Развлечения и спорт
Спорт - это жизнь
Спортивная жизнь
О спорте и отдыхе
Активный отдых
Спорт, отдых, хобби
Здоровый образ жизни
Красота и здоровье
На заметку
Динамовцы в сборных
Рассылка
Спорт в условиях рынка
11.11.2006
Вот уже несколько лет не спадает информационный ажиотаж, связанный с покупкой Романом Абрамовичем английского футбольного клуба "Челси". Многие издания, и не только спортивные, до сих пор уделяют внимание этой сделке и последующим многомиллионным затратам на приобретении игроков экстра-класса.
Удачная пиар-акция российского олигарха, и "по совместительству" губернатора, вызвала неподдельный интерес самых разных слоев общества. Для многих наших читателей, однако, наверняка является откровением тот факт, что приобретение лондонского клуба не единственная "захватническая" операция отечественного бизнеса в мире спорта.......
Лучший футболист Европы 1986 года Игорь Беланов и бывший футболист московского "Спартака" Геннадий Перепаденко приобрели контрольный пакет (51%) акций швейцарского футбольного клуба "Виль", базирующегося в одноименном городке. В отличие от Абрамовича покупка обошлась компаньонам на порядок дешевле - бизнесмены выложили за акции (не считая оплаты за приобретение для клуба лицензии) что-то около миллиона евро.
О причинах покупки именно этого клуба заслуженный мастер спорта СССР Игорь Беланов объяснил: "Мы интересовались и другими клубами, но в конце концов остановились на этом. Причин много. В Швейцарии сейчас очень неплохой уровень футбола, и вообще здесь отличные условия для развития спорта. В "Виле" шесть великолепных футбольных полей, детско-юношеская школа, прекрасный стадион. Да и команда молодая, амбициозная, перспективная".
Почему же бизнесмены из России и бывших союзных республик (одно из немногих исключений - крупный бизнесмен в сфере минеральных удобрений Алексей Федорычев, президент футбольного клуба "Динамо" (Москва), потративший в прошлом году только на приобретение игроков, в основном португальских, сумму, превышающую 70 миллионов долларов) предпочитают вкладывать деньги в основном в иностранные проекты? Потому что, по словам того же Беланова: "У нас нет достаточного уважения к людям, которые в спорте чего-то добились". Ему вторит Роман Абрамович, которого российские политики и функционеры от спорта обвинили в отсутствии патриотизма, так как он выложил 214 миллионов евро за британскую команду (эта сумма не включает последующие многомиллионные траты на приобретение игроков), вместо того чтобы потратить их в интересах отечественного спорта. "В России, - возразил олигарх, - еще слишком много людей, которые хотели бы распоряжаться чужими деньгами".
Кстати, вышеупомянутый А. Федорычев в нынешнем году значительно охладел к московскому "Динамо" из-за чиновничьей волокиты с передачей в собственность клуба футбольного стадиона.
Мировое спортивное предпринимательство относительно молодо. В 20-30-х годах прошлого столетия США культивируют новую тенденцию: превращение спортивных состязаний в источник дохода. То время можно считать началом зарождения такого понятия, как "глобальная коммерциализация спорта".
Мировой спорт высших достижений сегодня развивается по законам предпринимательской деятельности. Спортивные зрелища и соответствующая атрибутика стали товаром, который продается и покупается. На сегодняшний день в США инвестиции в спортивную индустрию превышают инвестиции в кинокомпании Голливуда, производящие чисто развлекательное кино.
В СССР даже не заговаривали о связи спорта высоких достижений с экономикой. Он развивался, подчиняясь одной цели - доказать преимущество социалистического строя путем завоеваний золотых медалей на Олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира.
Спорт в Советском Союзе был дотационной расходной статьей в бюджете. На ежегодное содержание 558 команд мастеров по игровым видам спорта расходовалось в конце 80-х около 300 млн. рублей. Доходы же от турниров не превышали 50 млн. рублей.
В связи с переходом России к рынку, спортивный бизнес становится важной частью нашей экономики. Союз экономики и спорта стал необходимой предпосылкой появления профессионального спортивного предпринимательства ("платные" спортсмены, спонсорство, спортивный маркетинг, мерчандайзинг). Профессиональный спорт и предпринимательство, эти понятия взаимосвязаны, но наличие "платных" спортсменов - это лишь один из компонентов профессионального спорта и спортивного бизнеса.
Появилась необходимость в спортивных менеджерах, резко возрастает значение спортивного маркетинга, который западные специалисты называют одной из самых перспективных отраслей.
В настоящее время в России на профессиональном уровне представлены практически все виды спорта. При правильном подходе со стороны коммерческих структур и поддержке государства спортивная индустрия может приносить высокие доходы, часть которых должна быть направлена на поддержку и обеспечение достойного уровня жизни спортсменов-пенсионеров.
Спорт, возникший когда-то как способ усовершенствования человека, сегодня превратился в вечный двигатель по переработке денег.
Самый главный тупик в спорте - это разделение на "профессионалов" и "любителей". Пожалуй, только совсем уж некоммерческие виды, например, стрельба или городки, могут существовать параллельно с другой профессией. Никакого соседства теннис, легкая атлетика, футбол, баскетбол, хоккей, бокс или фигурное катание уже не потерпят.
Доходы ведущих хоккеистов, футболистов, баскетболистов, теннисистов значительно выше, чем заработки сотрудников, работающих в таких прибыльных сферах, как нефтегазовая промышленность и банковская деятельность.
Помимо развлечений для богатых, таких как теннис, гольф или автогонки, существуют и всем доступные виды спорта, но при этом требующие больших вложений. Взять, к примеру, футбол. Простота во многом обеспечила ему статус самой популярной игры в России и в мире. И в результате огромная конкуренция сегодня не позволяет добиться успеха, не вкладывая в него огромных средств.
Футбол - парадоксальная отрасль российской экономики. Одна из немногих, растущих столь высокими темпами (20-25% в год), и едва ли не единственная, не ориентирующаяся на получение прибыли.
Чемпионат России по футболу нынешнего года стал рекордным по объему обращающихся в нем денег. Бюджеты 16 клубов российской премьер-лиги значительно превзошли, к примеру, уровень бюджета чемпионата Голландии (в сезоне 2004/2005 его оборот, по данным Deloitte & Touche, равнялся 240 млн. евро) и существенно превосходят цифры чемпионатов Португалии (127 млн. евро), Дании, Швеции и Норвегии (65 млн. и ниже).
"Ныне только клубы Англии и России могут позволить себе серьезные покупки", - констатирует агент футболиста московского "Динамо" и сборной России Алексея Смертина португалец Паулу Барбоза, уравнивая таким образом, пусть условно, российский чемпионат с самым богатым в Старом Свете английским.
Благодаря выходу отечественных клубов на новый уровень покупательной способности, "география" футболистов российского чемпионата прирастает игроками ведущих сборных мира. Достаточно сказать, что только в составе чемпиона России - ЦСКА ныне выступают три футболиста бразильской сборной: Карвальо, Вагнер Лав и Дуду.
Уровень зарплат футболистов в чемпионате России растет как минимум теми же темпами, что и уровень трансферных затрат клубов.
Пока далеко не все российские футбольные клубы открыто объявляют об объемах своих бюджетов. Однако это придется сделать уже в ближайшее время.
Российский футбольный союз планирует провести финансовый аудит клубов в соответствии с требованиями УЕФА. Начиная с 2004 года всем клубам, участвующим в еврокубках, пришлось раскрывать цифры своих бюджетов. УЕФА больше не устраивает ситуация, когда Лигу чемпионов выигрывают клубы с 200-миллионными долгами. Там всерьез намерены бороться с отмыванием денег и другими сомнительными операциями, чтобы сделать футбол открытым и цивилизованным бизнесом.
Финансовый скандал в Италии, связанный с подкупом и коррупцией в ряде ведущих футбольных клубов и закончившийся позорным изгнанием чемпиона страны - "Ювентуса" в низшую лигу, - яркий тому пример.
Возможно, российский футбол будет со временем открытым и цивилизованным. Но станет ли он бизнесом? Рост бюджетов российских клубов никак не мотивирован экономически, всерьез растут только расходные части.
Контракт РФПЛ с телевидением покрывает не более 2% совокупных затрат клубов премьер-лиги. Атрибутика (еще один весомый источник поступлений западных клубов) в России стоит дешево, покупается не слишком активно и производится в основном пиратами. Реализация абонементов и билетов на матчи, которая английским клубам приносит 31% дохода, в России не так прибыльна: футбольная аудитория в стране меньше, а цену 40 фунтов стерлингов за билет на обычную трибуну (среднюю для английской премьер-лиги) у нас даже представить себе не реально.
Самым большим оптимистом среди главных фигур футбольного рынка выглядит президент РФПЛ и ЦСКА Евгений Гинер, который считает, что "в перспективе у нас можно будет не только возвращать деньги, вложенные в футбол, но даже зарабатывать". Главное условие - попадание в основную сетку Лиги чемпионов и успешное выступление в турнире, одно участие в котором приносит клубу солидные деньги, не говоря уже о победах.
Чем является футбол для людей, вкладывающих в него деньги, и зачем он им?
"Думаю, это что-то среднее между болезнью и хобби, вроде коллекционирования картин", - говорит бывший президент самарского клуба "Крылья Советов" Герман Ткаченко, долгое время покрывавший часть бюджетного дефицита клуба "Крылья Советов" из своего кармана. Однако его финансовые возможности оказались не беспредельны и "любимую игрушку" пришлось продать.
Чем является футбол для дотирующих его российских компаний? Как правило, владельцы или спонсоры говорят о причинах своей расточительности не очень охотно. Отчасти это объясняется тем, что многие из них финансируют клубы по просьбе местных администраций, уверенных, что футбольные клубы укрепляют авторитет и престиж региона.
В менее затратных видах спорта, чем футбол, российские команды встали на ноги гораздо раньше. В качестве примера финансового благополучия почти идеально подойдет российская хоккейная лига. Если в начале 90-х наши хоккеисты при первой же возможности уезжали не только в НХЛ, но и в НХЛовские фарм-клубы и даже в чемпионаты таких стран, как Германия и Швейцария, то сейчас все обстоит диаметральным образом. Первым признаком нашей состоятельности стали канадцы и особенно чехи, которые вдруг в довольно большом количестве появились в российском хоккее.
Российская молодежь (недавний побег в "Питтсбург" магнитогорца Евгения Малкина явление из ряда вон выходящее) перестала срываться за океан при первом же предложении оттуда, не желая "протирать штаны" на скамейке запасных или играть за фарм-клубы.
Наш чемпионат почти по всем показателям является вторым в мире, а такие клубы, как казанский "Ак Барс", омский "Авангард", подмосковные "Химки" или ярославский "Локомотив", наверняка не затерялись бы и в НХЛ.
Похожая ситуация и в баскетболе. Недаром российское баскетбольное первенство считается одним из ведущих на континенте. Бывшими игроками НБА в нашем чемпионате уже тоже никого не удивишь.
Московский ЦСКА, победитель Евролиги УЛЕБ этого года не только собрал всех лучших отечественных игроков, но и хорошо "отоварился" на стороне. В результате умелой трансферной политики мы получили сильнейший клуб в Европе и один из ведущих в мире.
Недавний триумф московских армейцев в поединке с одним из ведущих клубов НБА "Лос-Анджелес Клипперс", разгромленным со счетом 94:75, отличное тому свидетельство.
Тема "спорт и бизнес" многогранна, и "МН" еще не раз вернется к взаимоотношениям спорта и рыночной экономики.

« Пред.   След. »

Яндекс цитирования



Наши друзья
Неофициальный сайт ФК Динамо Москва
Видеосъемка и монтаж


                      © DynamoMania.ru, 2004-2011
       При использовании материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна
       Идея проекта: Пашковский Дмитрий (DMitry), Зимин Игорь (Igor)
       E-mail: dynamomania@gmail.com, ICQ: 263363706





Изготовление сайта: Пашковский Дмитрий (DMitry)