Главная страница arrow Динамовцу arrow Личности arrow ХОМИЧ Алексей Петрович






Главная страница
Администрация
О сайте
Проекты
 
 
Все Динамо мира
Мини-маркет
Интернет-навигатор
Динамовцу
Фанату
Мультимедиа
Правила игр
История спорта
Все стадионы
Интернет ресурсы
Карта сайта

Спортивная страница
Наш спорт
Развлечения и спорт
Спорт - это жизнь
Спортивная жизнь
О спорте и отдыхе
Активный отдых
Спорт, отдых, хобби
Здоровый образ жизни
Красота и здоровье
На заметку
Динамовцы в сборных
Рассылка
ХОМИЧ Алексей Петрович
Из биографии:
Алексей ХомичАлексей Хомич родился 14 марта 1920 года в Москве. Умер в 1980 г. Вратарь. Заслуженный мастер спорта (1948 г.). Выступал за "Пищевик" (Москва) - 1939-1940 гг., московское "Динамо" - 1944-1952 гг., минский "Спартак" - 1953-1955 гг. Провел 196 матчей в чемпионатах СССР. Чемпион СССР 1945, 1949 гг. 2-ой призер чемпионатов СССР 1946-48, 1950 гг. Работал фотокорреспондентом в газетах "Советский Спорт" и "Футбол-Хоккей".

Прославленный вратарь Алексей Хомич прожил только 60 лет. Алексей Хомич, в отличие от своего прославленного ученика Льва Яшина, не играл в сборной СССР, не участвовал в чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх, тем не менее вошел в историю советского футбола как один из ярких голкиперов.

Начал играть в 1935 году в юношеской команде Таганского парка культуры и отдыха, а с 1936 года стал выступать в командах клуба «Мясокомбинат», «Пищевик».

В 1944 году перешел в московское «Динамо», а в 1953 году – в минский «Спартак».

Закончил играть в чемпионатах СССР в 1955 году, сыграв за 11 лет 198 матчей. Двукратный чемпион СССР – 1945 и 1949 гг., четырехкратный серебряный призер – 1946, 1947, 1948, 1950 гг., бронзовый призер 1954 г.

Алексей Хомич ушел из родного клуба с формулировкой "за потерю прыгучести". Насколько нелепо было это обвинение, прославленный вратарь всем доказал в минском «Спартаке». Вратарем Алексей Петрович остался до конца жизни. Как написал в своей книге бывший редактор еженедельника «Футбол—Хоккей» Лев Иванович Филатов, Хомич, всегда фотографировавший за воротами, ни разу не принес снимки, запечатлевшие забитые мячи, — при голевых ситуациях он, похоже, забывал, что давно сменил перчатки на фотоаппарат, и снова становился вратарем. Кроме того, он всегда сочувствовал молодым коллегам, пропускавшим мяч, и не хотел с помощью снимка лишний раз напоминать об этом. А с оскорбительной для него формулировкой «за потерю прыгучести» Хомич не примирился до последних дней, хотя не мог не понимать, что под каким бы предлогом его не освободили, это все равно случилось бы — в начале 50-х годов наступила эпоха Льва Яшина.

О легенде:
Имя Алексея Хомича стало легендарным еще тогда, когда он играл в футбол. Всеевропейскую известность Хомич и московское «Динамо» приобрели в 1945 году во время турне по Великобритании.

Рождение легенды

Это было особенное время. Только что завершилась вторая мировая война, и не было страны, которая бы не признавала того огромного вклада, который внес Советский Союз в победу над фашизмом. Британцы, сами немало пострадавшие в войне, не скрывали к нам тогда своих симпатий. Неудивителен поэтому тот огромный интерес, который вызвал у родоначальников футбола приезд к ним советских футболистов, об игре которых они имели весьма смутное представление. Достаточно привести цитаты из тогдашних лондонских газет: «Это попросту начинающие игроки, они рабочие, любители, которые ездят на игру ночью, используя свободное время». «Сегодня у советских динамовцев перерыв для водки и икры. Молчаливые советские футболисты будут петь под дикие, надоедливые звуки балалайки и кричать «ура» или другие слова, выражая восторг». «Не ждите очень многого от московского «Динамо» и т. д.
Результаты того памятного турне общеизвестны. Первый матч с клубом «Челси», в центре нападения которого выступал знаменитый Томми Лаутон, завершился вничью — 3:3, затем динамовцы выиграли у «Кардифф Сити» — 10:1, у «Арсенала», чьи атаки возглавляли популярнейшие форварды Мэтьюз и Мортенсен,— 4:3, а напоследок свели вничью матч с «Глазго Рейнджере» — 2:2.

Как описывает первую игру в своей книге «Вечная тайна футбола» тренер команды Михаил Якушин:

...На игру с «Челси» я назвал такой состав: Хомич, Радикорский, Семичастный, Станкевич, Блинков, Л. Соловьев, Архангельский, Карцев, Бесков, Бобров, С. Соловьев.
13 ноября 1945 года в Лондоне на стадионе «Стамфорд-Бридж» в 14 часов 30 минут по местному времени начался этот матч.
Игра вызвала в столице Англии небывалый интерес. Все билеты были проданы задолго до встречи. Опасаясь давки, администрация «Челси» дала указание пропускать зрителей на стадион с девяти часов утра. А народ все шел и шел к стадиону. По свидетельству известного английского спортивного журналиста Фрэнка Тэйлора, в тот день был установлен рекорд посещаемости английских стадионов, на которых проводятся встречи клубных команд («Уэмбли», как известно, предназначен только для игр сборной). Он не побит до сих пор.
По официальным данным, на «Стамфорд-Бридже» тогда побывало 85000 зрителей. Мне кажется, что их было еще больше. Уже во время игры под напором безбилетников дрогнули полицейские кордоны, люди устремились с трибун и проходов к футбольному полю и расселись вокруг него. Вели себя они, надо сказать, очень дисциплинированно и проведению игры практически не мешали.
И вот началась встреча. Раньше тренерам во время матча разрешалось стоять у ворот. Я обычно занимал пост утех из них, которые атаковала наша команда. Ну а тут ввиду полной неясности ситуации решил поначалу постоять рядом с Хомичем, с тем, чтобы по лучше разобраться в игре нападающих «Челси».
Что бы мы ни говорили перед матчем футболистам, как ни успокаивали их, а все-таки они волновались. Очень уж им не хотелось ударить в грязь лицом в игре со столь знаменитыми мастерами!
Игра шла равная, но к 30-й минуте тем не менее «Челси» вел уже в счете — 2:0. Оба мяча были забиты Гулденом и Уильямсом из-за не совсем согласованных действий нашей защиты и вратаря. В конце первого тайма английский судья Кларк назначил в ворота «Челси» 11-метровый удар. Трибуны приветствовали его решение одобрительным гулом. И надо же так случиться, что мяч, пробитый Л. Соловьевым, попал в штангу. Точно так же, как месяц назад в финале Кубка СССР. Огорчились, конечно, все мы ужасно. Но что делать, надо играть дальше.
Я, однако, видел, что играем мы ничуть не хуже соперников. Больше того, наши нападающие то и дело переигрывали защитников «Челси», но, излишне волнуясь, никак не могли добиться успеха. Зрители тоже заметили, что мы умеем играть, и все чаще в момент удачных действий динамовцев на трибунах вспыхивали аплодисменты.
Тем временем наступил ключевой момент игры. Томми Лаутон, этот действительно выдающийся центрфорвард, не входя в штрафную, нанес удар необычайной силы в правый от Хомича верхний угол ворот. В тот момент я только и успел подумать: все, верный гол. Как Хомич в броске отбил мяч, и сейчас объяснить не смогу. Вратарей с такой реакцией я не встречал.
Теперь представьте себе, как должна была реагировать на бросок Хомича публика, если даже я, тренер, стоявший у его ворот, не мог поверить в то, что он парирует удар Лаутона. Мне кажется, что прежде всего за этот бросок Хомич и получил в Англии прозвище «тигр». И вот перерыв. Что в такой ситуации говорить футболистам? Я понимал: ни в коем случае нельзя упрекать игроков за допущенные промахи. Ребята, надо сказать, были расстроены, но отнюдь не угнетены, и важно было их подбодрить. Тренер всегда должен знать, что могут и чего не могут его игроки, и в зависимости от этого ставить перед ними задачу. Сказал футболистам, что мы не уступаем сопернику в мастерстве. Проигрываем? Да, но не в игре, а в счете. Поэтому во втором тайме надо использовать наше преимущество в скорости и маневренности.
...На 65-й минуте Василий Карцев метров с двадцати после передачи Константина Бескова забил первый гол в ворота «Челси», которые защищал вратарь сборной Англии Вудли.
Английский журналист Армор Мили так описал то, что произошло потом: «В Британии традиционно говорят, что самый сильный вопль, какой когда-либо издавала толпа, это единый крик шотландских болельщиков на стадионе «Хемпден-парк» в Глазго во время матча сборных Шотландии и Англии. Этот вопль называется «рев Хемпдена». Если я когда-то и слышал «рев Хемпдена» вне самого «Хемпдена», то это было в тот момент, когда Карцев забил мяч в ворота «Челси». Все 85000 зрителей как один человек встали и приветствовали русского инсайда».
Спустя шесть минут Евгений Архангельский, опять после паса Бескова, сравнивает счет
2:2! Трибуны вновь торжествуют. И все-таки Лаутону удалось головой послать мяч в сетку наших ворот. Что ни говори, а он был большой мастер своего дела. И вот за 13 минут до конца матча мы вновь проигрываем - 2:3. Но и тут не дрогнула наша команда, и вскоре Всеволод Бобров (если мне не изменила память, вновь с подачи Бескова) сравнивает счет — 3:3. Финальный свисток Кларка фиксирует ничейный результат.
Что тут началось! С трибун и с крыш окрестных домов, куда также забрались предприимчивые болельщики, слышались приветствия, аплодисменты. Каждый старался пожать динамовцам руку, поблагодарить за игру.
Газеты резко изменили тон об уровне мастерства советской команды. Статья в «Таймсе», к примеру, была озаглавлена «Футболисты «Динамо»— игроки первого класса».
Капитан команды «Челси», ее центральный защитник Джон Харрис высказался так:
«Московское «Динамо» — это самая лучшая команда, против которой я когда-либо играл. Я предупреждал, что русские могут преподнести нам сюрпризы, и мое предложение оправдалось полностью... Мне ни разу не приходилось затрачивать так много труда для того, чтобы найти своего непосредственного противника — центрфорварда Бескова. Он был повсюду. Левый край Сергей Соловьев оказывался в центре с такой быстротой, с какой лучшие английские спринтеры приходили когда-либо к финишной ленточке. Большое впечатление на меня произвел центр защиты Семичастный. Томми Лаутон воздает должное Хомичу. По крайней мере, дважды Томми нанес удары типа, как он говорил, «вытаскивай мяч», однако вратарь сумел отразить их в тигриных прыжках…

«Леди и гамильтоны!..»

В каждом нашем доме, где был репродуктор, благодаря репортажам Вадима Синявского узнали имя Хомича, которого британцы сразу же окрестили за его изумительную реакцию «тигром». В ходе турне Хомич дважды — в играх с «Кардифф Сити» и «Глазго Рейнджерс» — парировал 11-метровые удары. Популярность его поистине стала всенародной.
Шеф клуба «Челси», первый лорд адмиралтейства сэр Александер на приеме, устроенном в честь динамовцев, шутливо заявил:
— На месте руководителей футбольной ассоциации я не выпустил бы Хомича из Англии. Он нам здесь очень нужен!
На этом приеме, кстати, Хомич сделал свою знаменитую оговорку, о которой до сих пор с улыбкой вспоминают все. От волнения он начал свою речь со слов:
«Леди и гамильтоны!..», что было вполне объяснимо, поскольку в то время на наших экранах с большим успехом шел английский фильм «Леди Гамильтон», и сочетание этих слов у каждого сидело в голове.

…Алексею Хомичу в то время было 25 лет. До войны он играл в команде московского мясокомбината, затем был призван в армию. В 1944 году выступал за футбольный коллектив динамовского райсовета столицы, откуда мы его и пригласили к себе. Для вратаря рост Хомича был невелик — всего 172 сантиметра. Но обладал он исключительной прыгучестью и редкой реакцией. Вообще он был разносторонний спортсмен — увлекался акробатикой, плаванием, волейболом, шахматами. Занимался и прыжками в воду, что помогло ему выработать такие качества, как смелость и расчетливость, столь необходимые вратарю.
Тренировался Хомич самозабвенно, режим соблюдал неукоснительно. Несколько замкнутый по натуре, он много размышлял о футболе, постоянно анализировал свою игру и игру других вратарей, благодаря чему разработал и освоил собственную технику приема мяча и теорию бросков, кстати, весьма логичную. У него был истинно спортивный характер. Компромиссов не признавал. В любой игре, в любом соревновании стремился только к победе.
Дебютировав в сезоне 1945 года, Хомич сразу стал одним из лучших вратарей страны и оставался таковым на протяжении многих лет. Может быть, на выходах он действовал не всегда удачно, а вот что касается непосредственно игры в воротах, равных ему в нашем футболе я не знал…

Эпоха московского «Динамо»

В ту эпоху наступательного футбола, когда в каждом матче забивалось немыслимое, по нынешним меркам, количество голов соотношение забитых и пропущенных мячей у московского «Динамо» не может не восхищать:
1945 год 73 забито – 13 пропущено
1946 год 68 – 17
1947 год 57 – 15
1948 год 85 – 28
1949 год 104 – 30
1950 год 88 – 36
Лишь армейская команда была более – менее близка по показателям. Но по количеству завоеванных титулов 2 первых, 4 вторых и 1 третье место равных «Динамо» тогда не было.


В 1949 году Хомич поставил рекорд непробиваемости – 614 минут, рекорд побитый Яшиным. И окончательно превзойденный с окончанием эпохи атакующего футбола. Еще один рекорд, повторенный в чемпионатах СССР девять раз, но не превзойденный: два отраженных пенальти в одном матче (9.09.1945 года от В. Бодрова «Зенит»).
В сезонах 1945-46 годов в среднем Хомич пропускал 0,6 мяча за игру, повторюсь, по тогдашним меркам это суперрезультат. А всего за карьеру 83 игры "тигр" отстоял на ноль.

В 1953 году Хомича вывели из московского «Динамо» с неумной и обидной для него формулировкой: «за потерю прыгучести». Обидной потому, что она была несправедливой. Два сезона затем он с большим успехом защищал ворота минского «Спартака»

Фотокор.

А потом он стал профессиональным фотокорреспондентом и многие годы проработал в еженедельнике «Футбол». Его фотографии с крупнейших соревнований, как внутренних, так и международных, печатались в еженедельнике и газете «Советский спорт».
Работал он на многих соревнованиях, в том числе на трех чемпионатах мира — в Мексике (1970 год), ФРГ и Аргентине.

Олег Кучеренко:
…Помню, в Мексике ему выдали аккредитацию на один из важных матчей с правом съемки только с трибуны. Представляете, «тигра» Хомича не допускают на поле! И что он проделал?! Перед игрой в почетной ложе стадиона «Ацтека» появились президент ФИФА Стэнли Роуз и первый вице-президент ФИФА Валентин Гранаткин. На глазах ошеломленных охранников Хомич перепрыгивает через оградительный барьер и бросается к Гранаткину с криком: «Наших обижают!», Несколько чопорный Гранаткин был явно смущен, но все же помочь не отказался, дав соответствующее распоряжение представителю пресс-службы. Довольный Хомич снимал эту игру из-за ворот...

К слову, Стэнли Роуз тоже хорошо знал Хомича, ибо именно он был в 1945 году президентом Английской ассоциации футбола и организатором поездки московского «Динамо» в Великобританию, Английские журналисты, встречаясь с Хомичем во время чемпионатов мира, всегда его дружески приветствовали, неизменно произнося: «О, «тайгер»!», что, как вы знаете, означает «тигр».

Десятки лет Хомич играл за команду ветеранов, посетив, наверное, все уголки нашей страны, активно участвовал в работе клуба «Кожаный мяч».
Он умер от тяжелой болезни в 1980 году в возрасте 60 лет.

О. Кучеренко, еженедельник «Футбол» и книги М. Якушина «Вечная тайна футбола»


« Пред.   След. »

Яндекс цитирования



Наши друзья
Неофициальный сайт ФК Динамо Москва
Видеосъемка и монтаж


                      © DynamoMania.ru, 2004-2011
       При использовании материалов ссылка (гиперссылка) на сайт обязательна
       Идея проекта: Пашковский Дмитрий (DMitry), Зимин Игорь (Igor)
       E-mail: dynamomania@gmail.com, ICQ: 263363706





Изготовление сайта: Пашковский Дмитрий (DMitry)